Довмонтов город. Страница 1.
За стеной Кремля есть Довмонтов град - У самих Персей и Великих врат, Лить основы церквей донесли века, Но, как прочный гранит, связь веков крепка. Время всё смело и разрушило, Не сумело сломить только души нам. Князь Довмонт живет в нашей памяти, У Персей лежит город-памятник.
жная стена Крома носит название Перси или Перши (от древнерусского перси - грудь). В средние века перед стеной псковичи прорыли глубокий ров, именуемый Греблей, мосты через него вели в Кром. Впервые каменные в Перси упоминаются в летописи в 1337 году. Высота Персей была не менее 20 метров. Пройти в Кром можно было через двое ворот. Сначала были только Смердьи ворота, рядом со Смердьей башней (от слова смерд - холоп, человек из черни, крестьянин), которые вели на вечевую площадь. В XII веке в Персях, со стороны реки Псковы, были пробиты вторые ворота, получившие название Великие или Троицкие, существующие до сих пор.
В 1137 гг. псковичи пригласили на княжение в Псков князя Всеволода-Гавриила, изгнанного из Новгорода. Князь стал символом независимости Пскова. В середине XVI в. на Псковской земле было написано «Житие Святого князя Всеволода-Гавриила», прославляющее его как доблестного воина, ни разу не поднявшего меч ради корысти, как строителя Троицкого храма.Там же рассказывается, что в 1192 году при перенесении мощей святого князя в Троицкий собор рака встала неподвижно, не желая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью святой Всеволод-Гавриил явился во сне одному псковичу и сказал: «Не хочу идти в те врата, которые зовутся Смердьими. Но скажи снова князю, и посадникам, и всему священному собору, чтобы пробили врата от реки Псковы и через них пронесут мощи мои в церковь святой Троицы». При гробнице князя хранился двуручный меч западой работы XV века с девизом на серебряном перекрестье «Чести моей никому не отдам», написанном на латыни, в кожаных ножнах , украшенных серебряными накладками, которым, вероятно, заменили подлинный клинок. Из летописей известно, что царь Иван Грозный в 1570 году удивлялся мечу князя, хранившемуся при гробнице. Меч в начале прошлого века был передан в Псковский музей.
Современная башня построена вместо древней по проекту архитектора К. Тона в 1866 году и чаще её называют Довмонтовой в честь князя Довмон-та. На кровле башни установлен кованый прапор-флюгер, изображающий русского воина.
У Смердьих ворот и башни находился захаб. В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли.
Войдя в Кремль через Великие ворота, мы оказываемся в длинном каменном коридоре между Великими и Малыми Троицкими воротами, который ведет на вечевую площадь. Его название, захаб, происходит от «хапать», «хватать». Служили такие коридоры для защиты крепостей. С двух сторон коридор перекрывался воротами. Попадая в него через внешние ворота, которые часто открывались специально, отряд врага отсекался опускной решеткой (герсой) от Основных сил, штурмующих город, и, зажатый между стенами захаба, уничтожался защитниками крепости.
Над Великими воротами в 2003 году установлена икона Троица Ветхозаветная, выполненная в древней технике мозаики в 1942 году по эскизу и на средства художника Е.Е.Климова.
В апреле 1972 года, в дни празднования 730-й годовщины Ледового побоища, в Довмонтовом городе был установлен памятный знак в честь победы русских воинов на льду Чудского озера, выполненный псковским архитектором-реставратором, художником и кузнецом В.П. Смирновым. На щите в виде воинского знамени-прапора изображены герб и план Пскова. Впервые полуфантастический хищный, «лютый» зверь с поднятой когтистой лапой, которого принято считать барсом, появился на псковских монетах и печатях в XV веке. На круглых пластинах, укрепленных под прапором - гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переяславля-Залесского. Выкованный мастером меч - символ славы русских воинов. Старинные колокола в верхней части композиции напоминают о вечевом колоколе Псковской республики и набатном колоколе, созывающем псковичей на защиту родного города.
Особенно сложной и опасной обстановка на Руси была в первой половине XIII века. Южные и центральные русские земли подвергались набегам татаро-монгольских полчищ.