О правлении Изборских Славян
акое издревле было правление Изборских Кривичей, о том нет достоверных известий в Летописях. Отрывок так называемой Иоакимовой Новгородской Летописи, Татищевым в первой части своей Истории помещённый, повествует о Князьях Изборских, задолго якобы до пришествия Трувора здесь княживших. Он производит их от какого-то Северного Князя Вандала, который якобы сынам своим Избору и Владимиру построил города по их именам, назвав Изборск и Владимир. А подробная Летопись от начала России до Полтавской баталии говорит, что якобы «Славенск, сын Гостомыслов, отшед от отца своего в Чудь, и там постави град на месте на-рицаемом Сходница, и нарече граду имя Славенск, и княжи в нем три лета и умре; сын же его Изборск перемени тому граду Славенску имя, и нарече во имя своё Изборск, а сей Князь Изборск змием уяден умре». Но все сии сказания, как поздние и в древних Летописях не обретающиеся, сомнительны. Гораздо вероятнее можно полагать, что Изборские Кривичи первоначально управлялись своими избранными Старшинами и общим советом, наподобие Республики, как обыкновенно было вообще у Славянских племен, по описанию Византийских Историков, и у Северных народов, по описанию Тацита и других. По крайней мере согласно с сим свидетельствует и Псковская, хотя не древняя Летопись. От начала Русские Земли, говорит она, град Псков ни коим же Князем владом бо, но на своей воле живя-ху в нем сущий людие. Вместо Законов письменных, конечно, управлялись они, как говорит Нестор о всех Славянах, обычаями своими и законом отец своих и преданиями. В нравах он полагает Кривичей сходными с Радимичами, Вятичами и Северянами. А сии народы, по его же описанию, жили в лесах, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословие во них пред отцы и снохами, и браци не бывают с них, но игрища меж: сел. Схождахисъ на игрища, на плясания и на вся бесовская песни, и ту умыкаху жены себе с нею же кто совещашеся; имеяху же и по две и по три жены. И аще кто умираше, творяху тризну над ним, и по сем творяху кладу велику, и возложати на кладу мертвеца и сожигаху, и по сем собравше кости, влагаху в сосуд мал, и поставляху на столпе на путех.
Около половины 9 века один из-за Балтийского моря сильный Варяжский или Нормандский народ начал нападать на приморские Чудские племена, потом на Кривичей и на Ильменских Славян, за ними поселившихся, наконец на Весей и Мерян, от Белого озера до Ростова обитавших, и в 859 году обложил всех их данью. Несколько лет исполняли они уничижительную сию повинность; а наконец, соединясь между собою союзом, отреклись от подданства Варягам; но, не умевши сами у себя уставить общего правосудного Правления, восстали племя на племя и произвели междоусобие. Наконец для прекращения оного все согласились в 862 году призвать к себе на Княжение из Варягов же Русских Князей. По сему приглашению пришли к ним Рюрик, Синеус и Трувор, три брата Князья с племенем своим. Из них первый принял Княжение у Славян на Ильмени, второй у Весей на Беле-Озере, а третий у Кривичей в Изборске. Псковская же Летопись, по Эрмитажному списку, полагает Трувора седшим, вместо Изборска, в Словенске, может быть, разумея под сим так названные Славенские Ключи при Изборской горе. Впрочем, как бы то ни было, Трувор был Князем Изборских только Кривичей, и власть его, кажется, не простиралась на Полоцких и Смоленских, которые по отдалению своему от моря не могли утесняемы быть и Варягами; а потому и в союз с утесненными о избрании Русских Князей вступать не имели нужды. Притом, по сказанию Нестора, Рюрик, по смерти Трувора и Синеуса соединивший все три Северные Княжества под единодержавие свое, уже в 864 году заставил и Полоцких Кривичей принять от него Удельного Князя; а Смоленск покорен уже Олегом в 882 году. Что касается до Чудей, бывших в согласии с Ильменскими Славянами и Кривичами Изборскими на избрание Русских Князей, то под именем сих Чудей, может быть, разуметь должно только племя Естляндцев, от берегов Финского залива простиравшихся по реке Нарове к западным берегам озера Чудского и Псковского до Изборской, и от Ингрии до пределов Новгородской области. Из сих Чудей западные могли быть присоединены к Труворову Княжеству; а посему-то, кажется, с тех пор удерживаемы были в подданстве и преемниками его. Владимир Великий брал уже дань и со всей Лифляндской Чуди. После него они отпали было; но в 1030 году Великий Князь Ярослав Владимирович опять покорил их и построил на судоходной реке Амовже, или Ембахе, впадающей в Чудское озеро, город Юрьев, ныне называемый Дерпт, куда уставил он привозить и все дани Лифляндские и Естляндские.