Псковский Кремль. Страница 2.
лева от Царских врат в северном нефе возвышается Ольгинский крест. По преданию, крест, установленный на месте чудесного видения княгини Ольги, был перенесён псковичами в Троицкий храм и хранился там до городского пожара 1609 года, в 1623 г. при царе Михаиле Федоровиче взамен сгоревшего креста был выполнен дубовый крест. Южный придельный храм посвящен иконе Казанской Божьей Матери. Древнейшая икона Казанской Божьей Матери была, по преданию, написана в Казани в 1579 году. В 1612 году икона была принесена ополчением из Казани и находилась в стане князя Пожарского. Именно с чудесным заступничеством иконы связывают освобождение Москвы от польско-литовских интервентов 22 октября 1612 года. С этого времени икона Казанской Божьей Матери считается заступницей земли Русской. Северный придельный храм освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, нижний придел - во имя Святого Серафима Саровского.
Во времена Псковской вечевой республики рядом с собором находились сени - постройка, где хранился ларь с государственной казной и архивом Пскова. К югу от Троицкого собора находилась вечевая площадь. Сейчас она скрыта позднейшими наслоениями культурного слоя и находится на несколько метров ниже современного уровня поверхности. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор в Пскове - бояре, купцы, ремесленники.
Они представляли концы, то есть районы города, которые имели равные права на вече. Таких концов было шесть - четыре в центральной части города и два на Запсковье. В каждом конце также было свое вече, связанное с двумя пригородами, из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники псковского князя. Прежде чем вынести вопрос на вече, его рассматривала Господа - совет именитых горожан. Голосование выражалось криком. Князь и посадники во время вече стояли на вечевой степени, помосте, с которого недовольные псковичи могли столкнуть неугодного представителя власти. Основание вечевой степени, сложенное из местного известняка, было открыто в 1979 году при археологических раскопках у колокольни. На вече решались главные вопросы жизни Псковского государства: о войне, мире, призвании князя, выборах посадников, налогах, крупных строительных работах. Известно около ста имен посадников, избранных на вече.
Последний раз вечевой колокол зазвонил 13 января (старый стиль) 1510 года, собирая псковичей на вечевой площади. Царский дьяк Третьяк Долматов объявил волю великого князя Василия III: «чтоб у вас вечья не было да и колокол вы вечевой сняли...». Плача, псковичи сбросили вечевой колокол, отрубили ему уши, побили кнутом и сослали на подворье Снетогорского монастыря, откуда колокол увезли в Москву. Василий III торжественно въехал в Псков 24 января (старый стиль) в день ев-. Ксении и прошёл на молебен в Троицкий собор. Из Пскова в Москву были вывезены 300 лучших семей, а на их место поселили москвичей. Клети на Крому былихуничтожены, торг перенесён на новое место. Так закончился период Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе русского государства - Московской Руси.