О образе правления Псковским Княжеством. Страница 2.
овет Посадников составляли Бояре и Житые или по Псковскому выговору называвшиеся Житейские люди, разделявшиеся по Концам города. В число первых вступали богатые и знатнейшие люди, а наипаче владельцы пахотных крестьян или, по крайней мере, земель, ими обрабатываемых. Ибо до 17 века во Псковском Княжестве, как и нигде в России, личных крестьян не было, кроме пленных и кабальных по контракту холопей. Но в чин Бояр не сами вступали, а по выбору народному. Под именем Житейских людей разумелись также зажиточные или богатые люди либо старожилы Псковские, из коих производились и в Бояре. Пока были Бояре в советниках, назывались также Степенными, а по смене Старыми. Из них выбирались на случай войны Воеводы и посланники к соседям, а чаще в посольствах они составляли свиту Посадников. Все части, или концы, города с управлявшими в них Старостами, и все Наместники, Управители, Сотские и Тиуны или Судьи в Пригородах и Волостях сперва были также в ведении Степенных Посадников и Бояр. Для рассылки от Вечи и Чиновников был особый Чин Приставов, называвшихся Подвойскими. На Вече при Посадниках упоминаются еще особые Судьи и Дьяки, или письмоводители, а в походах, разъездах и посольствах Дружину или свиту их составляли Дети Посадничьи и Боярские, под именем коих разумелись все Чиновники, под их особенным начальством и около их особы служившие.
По Степенном Посаднике главный Чиновник военный назывался Тысяцкий, потому что войска тогда разделялись на тысячи. Его также избирали Вечею на время, и всегда только одного, а по отставке или отслужении во всю жизнь для отличия от прочих граждан именовался он Старым Тысяцким. Под его начальством состояли избранные из всех Концов Воеводы, Дружина из лучших граждан и Дети Боярские, Сотские и проч. По некоторым Грамотам видно, что у Тысяцкого был особый свой суд и судьи, вероятно, по военным делам и преступлениям. Во Псковской Летописи однажды только упоминается Чин Тысяцкого; а почти всегда и при Князьях и без Князей ходили на войну вождями сами Посадники Степенные и Старые, и часто упоминается вместе по нескольку их в одном походе, может быть, для разных отрядов.
Был еще во Пскове при Вече Чин Ларника, коего должность состояла в хранении ларя или ковчега со всеми древними Псковскими Грамотами и Вечевыми записями и приговорами. Они имели какую-то силу в народе. Ибо под годом 1485 во Псковской Летописи сказано, что «Игумен Евфимий, иже прежде был Парником во Пскове, в той власти много зла народу учини и убеже и пострижеся». У Новгородцев были еще некоторые другие Чины, о коих Псковская Летопись не упоминает во Пскове.
Вместо жалованья все вышеупомянутые Чиновники имели особо отведенные им общественные земли, пожни и рыбные ловли, в Грамотах отличаемые названием Посадничьих, Наместничьих, Боярских, Тиунских, Дьячих, Старостинских; даже и Подьячим давали поместья в оклад, а за отличные услуги жалованы были и в род такие ж угодья; а иным отдавались оные из оброков. Царь Феодор Иванович пожаловал Князя Ивана Петровича Шуйского всеми дворовыми Псковскими доходами в обеих половинах с Пригородами и с тамгою и с кабаками; а доходов сих с вышей и сох было 18000 р. да торговых, судных, пашенных и банных 12000 р.
Кроме начальствующих и Чиновников народ весь во Пскове и в Области его, как и в Новгородской, разделялся на четыре статьи: первая называлась Гости или Купцы, которые разделялись на сотни и имели по рядам своих Старост и Сотских. Гостями преимущественно назывались приезжие или езжавшие за границу Купцы; вторая статья - Люди или Людины, просто так именовавшиеся, и разумелись свободные Мещане и Посадские; они могли происходить и в Чиновники; третья - земледельцы, иначе во Псковском Летописи называемые Земцы, обработывавшие поля по волостям и деревням; четвертая - Смерди общественные и частные, состоявшие из самых низких рабочих и кабальных холопов2. Первые две статьи народа были свободные, ничем лично не обязанные; третья с обработывания земли давала пятую долю или пятину произведений помещикам, и потому слово Пятина доныне сохранилось во всех Псковских оброчных платежах; а последняя обязана была записью для Пскова, Князя и Бояр производить всякие работы и платить ежегодную им дань. Что касается до всеобщих Государственных повинностей, то в случае нужды никто из оных исключаем не был или добровольною складкою, или налогом по расчислению. С 16 столетия на земледельцев и волостян возложено много и особых еще повинностей работами, как-то: содержать и кормить Государевых коней, косить на них сено, содержать ямские подводы, обстроивать Наместничьи, Во-лостелиные и ямские дворы, снабдевать их дровами, и сверх того подвержены они вообще и градским и волостным раскладкам, а заезжавшие к ним все Начальники и посыльные получали себе особые от них кормы и посыльные пошлины. Но пошлин купеческих с капитала, привозу и отвозу товаров не было до покорения Пскова.
Правление по Уездам имело также своих окружных Начальников под зависимостию от Псковской Вечи и от Псковских Посадников. По знатнейшим Пригородам, каковы были Изборск, Остров, Опочка и Гдов, в Летописях упоминаются иногда и свои местные Посадники, а в других Наместники, в Крепостях Воеводы, в Засадах Сотские и Головы; в Губах Губные Старосты, а в волостях Волостели, Старосты, Приказчики и сельские Тиуны, а судебные места назывались Земскими избами. В древнейшие времена и по Уездам, как на Псковской Вече, народ в сходках и съездках своих имел полную власть осуждать даже на смертную казнь. А с 15 столетия право сие ограничено не только в Уездах, но и в самом Пскове. Народ хотя мог назначать и требовать злодеям смерти, но должен был ожидать разрешения от Псковской Вечи, и сама Веча наконец обязана была требовать на смертный приговор согласия от Великокняжеских во Пскове Наместников. В 1477 году, когда Опочане без позволения Псковского Начальства убили одного коневого вора, то Псковичи оштрафовали их 100 рублями; а в 1485 году, когда сами они в бунте казнили несколько своих граждан, то вытерпели гнев Великого Князя.