О образе правления Псковским Княжеством. Страница 1.
акое было древнейшее Правление Изборских Кривичей, о том сказано уже выше, а со времени Княжеского между ими начальства от Трувора до Олега долженствовало быть больше военное и Монархическое, основанное на решениях и повелениях Князей или их Наместников, нежели гражданское, хотя могли еще оставаться в силе и народные обычаи, законы отцев и предания, по выражению Несторову. Но когда Олег в 881 году, оставив Новгородское Княжество, в коем включалось и Изборское, перенес Престол свой в Киев, а с Северных своих владений довольствовался только брать ежегодную денежную дань на жалованье Варяжским своим войскам, то в Новгородском Княжестве, а по нем и в Изборском (после Псковском) опять осталось общенародное правление, продолжавшееся около 600 лет, несмотря на то, что в обоих сих Княжествах между тем начальствовали и Велико-Княжеские Наместники, а иногда свои Удельные Князья, которых избирать самим право дал Великий Князь Ярослав Владимирович.
Все гражданские дела и даже отношения к соседям рассматривались и решались общими народными приговорами на Вече, под именем коей разумелось, как и у Римлян forum, народное собрание и совещание на открытой площади, на которую созывали народ звоном колокола, именовавшегося по сему Вечевым. По собрании объявляли им причину созыва и о предложенном деле требовали всеобщего мнения. Здесь народ определял войну и мир, дружественные и торговые договоры с соседами; наряжал посланников и выслушивал их ответы по возвращении; назначал сбор войска, податей и других городовых и земских повинностей; делал приговоры временные и всегдашние, установлял Законы, производил суд и расправу по важнейшим общественным доносам и жалобам; избирал своих Посадников, Тысяцких, Воевод и прочих Чиновников и самых Князей; и в случае народного неудовольствия на них наказывал отрешением, разграблением домов, побоями и даже смертию первых, а изгнанием последних. В 1458 году Псковичи в страх преступникам повесили на площади при Вечи палицу, коею наказывали и убивали виновных. Никто из Чиновников, ни самый Князь не мог остановить и отменить приговора Вечи, ни даже мешаться в народные совещания Господина Пскова, как говаривали Псковичи, по сказанию Летописи. Бывали иногда такие же Вечи и в Уездных городах, или Пригородах Псковских, под влиянием, однако ж, главной Псковской. Но сия могущественная во всем городе и во всей своей Области Псковская Веча, при случаях соединения Пскова под одно с Новгородом правление, принуждена бывала сама принимать повеления от Новгородской Вечи, которая иногда присылала Псковичам своих Посадников и Князей, наряжала своих поверенных для разбирания гражданских и пограничных споров и распрей и привлекала к ответам и суду Псковичей даже в Новгород. Кроме того, и при сторонних, самими Псковичами избранных Князьях Новгородцы по старому обыкновению иногда мешались в военные и гражданские дела их.
Но поелику Вечевые собрания и приговоры были временные и по важнейшим только случаям, то для всегдашнего исправления частных общественных должностей Веча избирала Городовых и Областных Начальников. Каждый конец города Пскова, как в Новгороде, имел свое Кончанское Правление из Кончанских Бояр с Конецким Старостою, так как и каждая улица своего Старосту или Квартального Надзирателя. В Грамотах, жалованных Псково-Печерскому Монастырю, даже и в 16 веке упоминаются еще Кончанские или Конецкие Старосты. Первыми во Пскове и во всей Области Начальниками почитались Князья, иногда определяемые от Новгородских Князей, а иногда самими Псковичами избранные. Их приводили к присяге Пскову и сажали на Княжеский Престол по большой части в Троицком Кафедральном Соборе, а иногда и на Вече. С половины 12 столетия, когда многие из Областных Князей начали титуловаться Великими Князьями, то сие же титло присвоили себе и Псковские, или по крайней мере Псковичи так их величали. Но сии Князья по древнему Северных народов Закону или обыкновению, как описывает и Тацит Германских, были больше предводителями войск и наблюдателями Полицейского порядка, а правительственной и судебной власти ни во Пскове, ни в Области сперва не имели. Долго уже спустя Псковичи уступили им право своих Наместников с Тиунами или Судьями определять в двух только, потом в семи, а в 1467 году и в прочих своих 12 Пригородах, не исключив, однако ж, сих Пригородов и из своего подведомства и подчинив их Концам города по Земским делам. До того же времени Веча определяла везде своих Наместников, Управителей и Судей. Но Князья, присланные во Псков от Московских Великих Князей, начали мешаться во все городские суды, дела и доходы, и, конечно, сие-то самое насилие принудило Псковичей уступить им упомянутое право, хотя и без того могли они быть довольны по записным издревле Вечевым Грамотам назначенными им в жалованье разными во Пскове и в Области землями, оброками и судными пошлинами, для сбору коих и прежде они везде содержали своих Приказчиков. Во Пскове был для них на общественном содержании особый двор у площади, где ныне так называемый двор Пушечный к стене над рекою Великою, и при нем в углу двора к площади же особая Княжая Церковь, коей следы и доныне видны. Придворными их Чиновниками были так называвшиеся Детские или Детески из детей лучших граждан, после переименованные Дворянами.
По Князе второе начальство в Гражданстве занимали Посадники Степенные, так названные, вероятно, потому, что при избрании на Вече возводили и сажали их на возвышенное место со степенями, с коего они и суд производили. Сие можно заключить из двух случаев, упоминаемых во Псковской Летописи, в коей под годом 1462 сказано, что Псковичи, будучи недовольны своим Князем Владимиром Андреевичем, на Вече сопхнули его со степени и выгнали, а под 1510 годом замечено, что присланный во Псков от Великого Князя Московского Дьяк Третьяк Далматов, на Вече объявив Псковичам Указ Велико-Княжеский, сел на Степени. Посадники Вечею избирались иногда по одному, иногда по два вместе на год, на два и более с ежегодным, однако ж, утверждением. По отставке во всю жизнь назывались они для отличия от прочих граждан Старыми Посадниками, а иногда и опять избираемы были в Степенные. Старых преимущественно назначали в посольства, в начальство над отрядами войск и в другие временные общественные должности. Дети их считались выше Бояр. Степенные Посадники в небытность Князя исправляли и всю Княжескую должность, предводительствовали войском на войне, а дома наблюдали за городовою стражею и благочинием общественным. При Князьях же они были только гражданскими Начальниками и посредниками, так сказать, между ими и народом. Князья без их согласия ничего в общественных порядках переменять и над ними самими власти никакой иметь не могли. Но при сем замечательно, что с 1132 г. до начала 14 столетия ни в Новгородской, ни во Псковской Летописях не упоминается ни о Посадниках, ни о Тысяцких Псковских, а предводители войск в походах просто назывались только Воеводами и Боярами. Из чего можно заключать, что либо Новгородцы, большею частию в промежутке сем властвовавшие над Псковом, либо сама Псковская Веча и Князья Псковские не хотели избирать сих Чиновников. Но с 14 века они уже часто и почти сряду упоминаются, может быть и потому, что с сего только века начинается подробная Псковская Летопись, а прежние происшествия сокращенно в нее заимствованы только из Несторовой и Новгородской.