Об уставах, законах, обыкновениях и нравах Псковских. Страница 2.
н говорит, что Псковичи в рассуждении приезжих иностранцев имели строгую осторожность, расспрашивали их о причине приезда и к одним только торговым из них людям больше имели доверенности, а опасались наипаче приезжавших из любопытства и шпионов. В город ни Немцов, ни других народов они не впускали даже и тогда, когда принимали от них складные грузы и товары, и все переговоры с ними производили на мосту, с Завеличья в город ведущего, против Немецкого двора и там только позволяли им прогуливаться. Если же кто из них хотел ехать в Москву, то пропускали и чрез город, но с ведома и дозволения Наместника Великокняжеского. Город Псков описывает Кихель первым по Москве величиною и даже более укрепленным, нежели Москва; а Новгород тогда был уже в разорении. «Градские здания, кроме городовых каменных стен и Церквей, - говорит он, - все деревянные, покрытые тесом, не исключая и дворов Боярских, богатейших Граждан и даже Дворца Великого Князя. Ибо, де, они думают, что каменные домы для житья нездоровы; а от Сего при пожарных случаях нет там никакого спасения. Для погребения мертвых находятся за городом кладбища, и беднейших кладут в общую большую яму, выкопанную на четверть часа езды от города под кровлею, и, по наполнении засыпав оную, выкапывают возле новую. При Церквах же и в Церквах погребают только богатых за вклады. В обращении они угрюмы и грубы; ни пред кем не снимают шапок; одежду носят опрятную, из хорошего сукна, покроем длинную, наподобие Армянской, и между мужчинами и женщинами с малою разницею; обувь у мужчин и женщин подбивается железом. Женщины когда выходят на улицу, то лицо закрывают, и одни только глаза их видны; а те считаются бесстыдными, кои сего не наблюдают. В самых домах своих женский пол имеет отдельное от мужчин жилище. Все вообще трудолюбивы, довольствуются малым, едят и пьют просто, без приправ; яблок и груш у них нет, но зато всякая зелень и овощи, а особливо много огурцов, коих за столом они могут съесть от 6 до 8; пьют много вина, и без оного лучший пир ничего не значит. Но также переносят алчбу и жажду более, нежели какой другой народ может. Против неприятелей мужественны, но сопротивляются более в городах и Крепостях, нежели в чистом поле, и потому, хотя Польский Король Стефан шестидесятью тысячами войска осаждал их город, но безуспешно. Товары, ими отпускаемые за границу, суть рухлядные меха куниц, соболей, рысей, лисиц и волков, также кожи воловьи, бараньи, лосьи, лен, пенька, сало; а к ним Остзейцы привозят сукна, шелковые материи и всякие мелочные изделия. Торг, прежде производившийся чрез Нарву, в сие время обратился чрез Псков...» Таковы были по Кихелеву описанию Псковичи в 16 столетии. Надлежит еще к сему примолвить, что Барон Гербер-штейн, бывший во Пскове лет за 70 до Кихеля, заметил уже во Псковичах отмену от предков их. Вместо учтивых и вежливых нравов у Псковичей, говорит он, после уничтожения их свободы и поселения в их городе Московских переведенцов, ввелись у них и развращенные Московские обычаи. Ибо, де, прежде в договорах своих Псковичи бывали так искренни, чистосердечны и просты, что не употребляли на обман покупщика никакого многословия и одним словом сказывали правду. Однако ж не во всем еще последуют Москвичам и, например, волосы носят не по Русскому обычаю, а по-Польски разделенные на две стороны. Твердость их в обдуманных намерениях известна была наипаче Лифляндским соседам, всегдашним их неприятелям. Лифляндский Магистр Шпангейм, в 1417 году ведший с ними договоры о мирном постановлении, уведомлял тогда Прусского Великого Магистра, что сей народ, как скоро что задумает, то его совратить от сего никак не можно, и за то называл их странными и упрямыми.